Казахский детектив: Сказка "Суд бия Бальтекея"

В древние времена в кочевьях рода Аргын доживал свою старость богатый торговец Нуржан.Было у него три сына — Акыт, Сабит и Хамит.Умирая, старик позвал их и объявил им свою последнюю волю:— Все мое богатство, все мои табуны и стада принадлежат вам троим поровну. Живите дружно, не ссорьтесь, ведите торговые дела сообща и не обижайте моих жен. Оставляю вам тысячу пятьсот дилла, которые я берег на черный день. Берегите деньги на крайний случай, когда постигнет вас несчастье. Тогда разделите золото по-братски между собой, и пусть каждый сам по себе на свой страх продолжает торговлю. Заройте золото в горах, в сохранном месте, чтобы никто, кроме вас троих, не знал о нем.Оставив такое завещание, Нуржан умер.Сыновья похоронили отца и сразу после поминок поспешили выполнить его последнюю волю.Они отправились в горы Чингис, нашли там глубокую пещеру, спрятали в укромном месте мешок с золотыми монетами, засыпали его землей, а вход завалили камнями. Окончив это дело, братья, никем не замеченные, направились домой.В первые годы после смерти отца они жили дружно и удачно вели сообща торговые дела. Потом между ними начались разногласия, и дело дошло до крупной, ссоры. Торговля от этого пришла в упадок. А тут еще зима выдалась тяжелая. Во время джута полегли все бараны и лошади, а летом от чумы погиб весь рогатый скот. Наступило полное разорение.Вспомнили братья отцовский завет жить дружно, но было уже поздно.Решили они разделить отцовское золото, чтобы в одиночку начать торговлю.Отправились братья в горы Чингис, нашли пещеру, где был зарыт клад, раскопали яму и вытащили мешок с монетами.Пересчитали они их и обнаружили пропажу: в мешке не хватало ровно пятисот дилла.— Кто мог взять третью часть нашего клада?- вскричал изумленный Акыт.- Вор утащил бы весь мешок. Это дело рук кого-нибудь из нас! Кто же взял свою долю?— Не я!- ответил Сабит.— И не я!- повторил за ним Хамит.— В таком случае, вы думаете, что это сделал я?- спросил с возмущением Акыт.Братья крепко поссорились, чуть не подрались.Но Акыт сказал:— Не будем напрасно спорить и браниться. Никто из нас не сознается, а злость может довести не только до драки, но и до убийства. Поедемте к мудрому бию Бальтекею. Он справедливо рассудит нас и найдет виновного. Положимся на его мудрость.Сабит и Хамит согласились. В тот же день братья отправились в путь.Вот едут они степью и дружно разговаривают, забыв о ссоре. Акыт посмотрел на зеленую траву и сказал:— Должно быть, близко аул. Я вижу на траве след сильно усталого верблюда, совершившего дальний переход с тяжелой поклажей.Сабит взглянул на траву и сказал:— Правда, здесь прошел верблюд, у которого правый глаз кривой.Хамит подумал и добавил:— Да, Сабит прав — верблюд был слеп на правый глаз. И ты, Акыт, сказал тоже правду — верблюд шел под вьюком. Он нес бадью с медом.Отъехали братья довольно далеко и встретили всадника, судя по одежде — татарина. Остановились, поздоровались.Татарин сказал:— Друзья, я потерял верблюда. Не видали ли вы его?— Нет!Поехали они рядом. Разговорились. Акыт спросил:— Верблюд был усталый и шел под тяжелым вьюком издалека?— Да, да… Мы с хозяином проехали Кара-Кумы и сорок дней уже в пути.— Твой верблюд приметный,- сказал Сабит.- Он ведь кривой на правый глаз.Татарин насторожился:— Кривой! Откуда же ты знаешь, если его не видел?А Хамит успокоил:— Ты не беспокойся. Он под тяжелым вьюком далеко не уйдет. Бадью с медом не так легко нести.— Аллах великий!- вскричал татарин.- На верблюде навьючен мед. Значит, вы его видели, а если отказываетесь, значит, сами и украли моего верблюда. Лучше признавайтесь, а не то я вас потащу на суд к мудрому бию Бальтекею! Придется вам не только отдать верблюда, но заплатить штраф и судебные издержки.Братья перемигнулись между собой и согласились:— Ну, что же, поедем вместе к бию. Нам по пути!Поехали они вчетвером дальше. Приехали в аул Бальтекея. Бий, узнав, что к нему прибыли дети славного Нуржана, принял их с распростертыми объятиями.— Рад, очень рад, что аллах привел встретить дорогих гостей!- говорил Бальтекей.Он распорядился освободить для братьев отдельную юрту и заколоть самого жирного барана.Братья расположились на отдых. Им принесли хорошее угощение: чай, баурсаки, изюм, урюк.Бальтекей только на минуту заглянул к гостям в юрту, чтобы посмотреть, как устроили сыновей Нуржана, и сообщить им, что скоро подадут плов. Степной обычай не позволял утомлять почетных гостей постоянным присутствием, пока они не отдохнут с дороги.Однако Бальтекея очень интересовали приезжие, и он то и дело наблюдал за ними сквозь небольшую дырочку в кошме.Вот жигит принес блюдо с пловом и бережно поставил его перед гостями. Братья стали есть.— Знаете что,- сказал Акыт,- баран, которого заколол хозяин для нашего угощения, сосал не свою матку, а суку.— А рис, из которого приготовлен плов, рос на кладбище,- заметил Сабит.— Об этом нетрудно догадаться,- отозвался Хамит.- Скажу больше: наш гостеприимный хозяин — незаконнорожденный.Бальтекея удивил подслушанный разговор и возмутило подозрение Хамита, порочащее честь его матери.Он решил немедленно проверить, насколько основательны предположения гостей. Бий велел позвать к себе чабана.— Какого барана ты зарезал для гостей?- сердпто спросил Бальтекей.- Говорят, его выкормила сука?Справедливо говорят, бай!- ответил чабан.- Позапрошлой весной у меня в стаде прежде срока объягнилась одна овца и пропала. Я пожалел ягненка и принес его к суке, у которой были маленькие щенята. Она и выкормила ягненка…— Хорошо, иди и позови ко мне узбека, у которого мы покупали вчера рис.Пришел заезжий торговец, и бий спросил его:— Где ты сеял свой рис? Правда ли, что он вырос на могилах?— Вполне возможно, бий! Моя пашня находится в логу, на том месте, где давным-давно было кладбище…Бальтекей разинул рот от удивления и побежал в юрту к своей матери.— Что с тобою, сын мой?- спросила она, увидев озабоченное лицо Бальтекея.— Матушка,- сказал бий,- не желаю тебя оскорбить, но я должен знать правду. Скажи, как звали моего отца. Тот ли человек дал мне жизнь, имя которого я ношу? Открой мне тайну моего рождения.После недолгого колебания мать рассказала сыну:— Лет пятьдесят назад в наш аул, когда отец твой был в отсутствии, случайно заехал умный человек, бий. Он переночевал в нашей юрте и уехал, оставив по себе хорошую память. Твой покойный отец был человек недалекого ума, и ты пошел не в него. Где бы тебе быть бием и таким умным, если бы не тот случайный гость! Вот тайна твоего рождения и твоей славной мудрости!Бальтекей совсем растерялся, убедившись в справедливости замечаний своих гостей. Он удивился их необыкновенной проницательности и захотел найти ей объяснение.На следующее утро бий пришел к братьям и сказал:— Любезные гости, вчера вы говорили странные загадки. Прошу вас, объясните мне их смысл. Как вы могли знать, что заколотый для вас баран был вскормлен собакой?— Очень просто,- ответил Акыт.- Здесь никакой загадки нет. У меня хорошее обоняние, и я заметил, что мясо в плове отдавало псиной. Догадаться нетрудно, что ягненок вскормлен не овцой, а собакой.— Хорошо! Но откуда стало известно, что рис вырос на могилах?Сабит ответил:— У меня тоже тонкий вкус и обоняние не хуже, чем у брата. Я ощутил в рисе запах гнили, какой присущ могилам. В степи много старых заброшенных кладбищ, и я подумал, что твой рис был посеян на одном из них.— Ясно,- сказал бий.- Но вот что особенно поразило меня — это ваше предположение, что я будто бы незаконнорожденный сын моего отца. Откуда могла прийти такая мысль вам в голову?— У старых людей на это есть верная примета. Незаконнорожденный при разговоре потупляет глаза в землю или поглядывает на собеседников исподлобья. Не сердись на меня, Бальтекей, я сделал свое замечание не в обиду тебе и никак не думал, что ты можешь услышать мои слова.Объяснения братьев вполне удовлетворили Бальтекея, и он спросил:— Скажите же теперь, любезные гости, о цели вашего приезда.Акыт хотел ответить, но в эту минуту в юрту вошел татарин, потерявший верблюда. Он обратился к бию о просьбой разобрать его жалобу на сыновей Нуржана.Бий начал суд. Татарин рассказал о встрече с братьями, передал содержание разговора, внушившего ему подозрение, и выразил уверенность, что сыновья Нуржана сами украли верблюда или знают вора, но не хотят его выдать.— Что вы на это скажете, друзья?- спросил Бальтекей.Первым выступил Акыт. Он сказал:— Увидев след верблюда на мягкой траве, я заметил, что в некоторых местах его ноги скользили. Обыкновенно верблюд ступает твердо, не скользит, потому что на ступнях у него имеются шероховатые твердые мозоли. Когда же он проходит далекий путь, эти мозоли стираются, ступня делается гладкою. Заметив скользящие следы верблюда на мягкой траве, я понял, что он прошел большой путь и сильно устал.Вторым выступил Сабит.— А я,- сказал он,- обратил внимание, что верблюд срывал траву только с левой стороны, а не с двух сторон, как это обычно бывает. Это навело меня на мысль, что он был слеп на правый глаз.Бальтекей одобрительно кивнул головой и взглянул на Хамита. Тот заговорил:— А я заметил, что на траве, которую задевал верблюд своим вьюком, а в особенности там, где он, уставший, опускался на брюхо, собиралось очень много мух. А так как муха льнет к сладкому, то я догадался, что верблюд нес бадью с медом.Бий одобрительно улыбнулся.И, обратившись к татарину, сказал:— Ну, любезный, ступай ищи своего верблюда в степи. Ты сам видишь, что они ни в чем не виновны.Татарин ушел, а бий спросил братьев:— Теперь расскажите, зачем вы ко мне пожаловали? Какое у вас дело к бию?Акыт рассказал о завещании отца, о зарытом в пещере кладе и о таинственном исчезновении пятисот золотых монет.— Из-за этого вышел у нас спор. Мы не можем уличить друг друга, но наверное знаем, что золото взял кто- нибудь из нас троих,- закончил свой рассказ Акыт.Сабит и Хамит подтвердили его слова:— Да, посторонний человек унес бы все золото, если бы случайно наткнулся на него.Бальтекей погладил седую бороду и сказал в задумчивости:— Вы правы! Я поразмыслю об этом, найду виноватого и дам вам совет. Но прежде я хочу рассказать одну историю.И Бальтекей стал рассказывать:«Неподалеку от меня живет хороший человек. У него была дочь, славная девушка, редкой красоты. Она полюбила молодого жигита из соседнего аула. Жигит тоже полюбил ее. Встречались они часто, но пожениться не могли, потому что принадлежали к одному роду.Однажды приехал к этому соседу богатый старик с молодым сыном и высватал девушку. Сват пригнал с собой табун лошадей и тут же заплатил большую часть калыма.Перед первой брачной ночью девица сказала своему жениху:— Милый мой, теперь я твоя душой и телом. Ты завтра увезешь меня с собой, и я никогда уже больше не увижу одного жигита, которого очень любила. Позволь мне сперва сходить к нему проститься. Он живет недалеко, я скоро вернусь. Я не обману тебя, и тебе не придется ни в чем меня упрекать.— Хорошо,- сказал жених,- иди и простись с возлюбленным. Только приходи скорее.Девушка нарядилась в лучшую одежду и отправилась знакомой дорожкой в соседний аул к возлюбленному. Жигит ждал ее. Она кинулась к нему на грудь, заплакала и поведала свое горе.Что делать? Жигит понял, что беду поправить нельзя, за девушку отец уже получил калым. Надо было расставаться навсегда. Поплакали они вместе и простились. Жигит проводил девушку на дорогу, здесь попрощался еще раз и пошел, не оглядываясь, домой.Девушка тоже поспешила в свой аул. На середине пути на нее напали воры. Они сняли с нее все дорогие украшения и оставили в одной рубашке. Бедная девушка не могла от страха вымолвить слова. Одному из воров стало жаль ее, и он сказал товарищам:— Зачем нам обижать беззащитную девушку. Возвратим ей отнятые вещи, и пусть она идет с миром. Сделаем в своей жизни хоть одно доброе дело.Воры подумали и согласились. Они пощадили девицу, возвратили ей все награбленное и удалились. Она благополучно дошла до дому, где ее ждал молодой муж.Рассказала она ему обо всем случившемся, и легли они спать. Муж понял, что жена не обманула его при встрече с возлюбленным».Бальтекей закончил свой рассказ и помолчал минуту. Потом он сказал:— Друзья мои, теперь скажите мне как умные и рассудительные люди, кто из троих поступил великодушнее: молодой ли муж, отпустивший свою жену на свидание с возлюбленным; возлюбленный ли, благородно простив шийся с девушкой, или же вор, сжалившийся над беззащитной девушкой?Братья задумались.— Я одобряю поступок молодого мужа, отпустившего девушку проститься с возлюбленным!- сказал Акыт.— Нет, влюбленный жигит поступил благороднее, уступив свое право на любовь другому,- возразил Сабит.— А я считаю,- сказал Хамит,- лучше всех поступил вор. Он остановил товарищей, и те возвратили ей вещи. С тех пор, может быть, у них проснулась совесть. Это настоящее великодушие!Бальтекей, выслушав братьев, поднялся с места и обратился к Хамиту:— Я вижу,- сказал он,- что ты тронут великодушием вора. Раскаяние его ты ценишь выше других чувств. Оно тебе понятнее и ближе твоему сердцу. Отдай же взятые тобой пятьсот дилла. Они не миновали твоих рук.Бий поклонился и вышел из юрты. Пристыженный Хамит сознался перед братьями, что он взял свою долю из клада.Так заканчивается эта сказка, в которой  навыки дедукции демонстрируют сразу четыре проницательных и наблюдательных персонажа, рассказаны три криминальные истории и на закуску психологический тест. Таким образом, говорил писатель и исследователь мифологии Таласбек Асемкулов, в недрах казахского фольклора зарождался детектив.

По материалам: https://pikabu.ru/story/kazakhskiy_detektiv_skazka_sud_biya_baltekeya_8103494

Смотрите также